Интегральный танец

Интегральный танец (создан Александр Гиршон) — это танец, ведущий к большей целостности. Он помогает поддерживать глубокую связь с собой (на уровне тела и сознания), особым образом связывает нас с другими, помогает почувствовать свою принадлежность миру (природе и искусству) и чему-то большему, что трудно выразить словами (духовному уровню). Более того, эти связи носят динамичный характер.
«Интегральный танец возник из желания воплотить в практике танец как путь к целостности и из понимания того, что такой путь — это нечто большее, чем просто терапия. Мне нравится фраза: хорошая терапия заканчивается, а танец бесконечен».
«Терапевтические цели, как я их понимаю, целенаправленны, ситуативны, четко определены — но танец может сопровождать всю человеческую жизнь».
«Танец, способный сопровождать всю человеческую жизнь со всем, что в ней содержится, — это и есть интегральный танец».
— А. Гиршон
Основные принципы интегрального танца
1. Тело и сознание неразделимы
Каждое проявление живого человека, независимо от того, как он себя представляет, всегда имеет телесное воплощение. Все, что мы переживаем, думаем и решаем, воплощено в теле. Мозг — часть тела — это простое, но важное понимание.
Когда человек представляет себя, рассказывает свою историю или выражает свои чувства, мы всегда обращаем внимание на то, как это проявляется на телесном уровне — через выражение лица, небольшие жесты, изменения позы, изменения мышечного тонуса или интонацию голоса.
2. Человек — это процесс, а не объект
Крайне важно рассматривать человека как развивающийся многомерный процесс.
Первый вывод из этого принципа: каждая ситуация, существующая здесь и сейчас, имеет определенную историю — человек прошел через определенные этапы, фазы и эпизоды своего развития. Второй вывод: эта ситуация будет продолжаться, эта история не закончена.
В некотором смысле это совпадает с экзистенциальным пониманием человека как незавершенного проекта.
Мы спрашиваем: Что продолжает двигаться? Что продолжает меняться? Какой процесс разворачивается?
3. Во всем можно увидеть танец и партнеров для движения
Этот третий принцип вытекает из предыдущего вопроса: Что это за процесс? И здесь мы приходим к танцу.
Если рассматривать танец как многомерный, скоординированный процесс, то становится важным найти подходящее место для любого переживания.
Например: «Эта ситуация мне не подходит, потому что какая-то часть меня не в том состоянии, чтобы её принять».
Или: «Мое нынешнее положение ограничивает меня и не позволяет мне принять происходящее».
С целостной, интегральной точки зрения мы ничего не можем отбросить. В этом смысле мы понимаем танец в поистине широком смысле и можем рассматривать любую жизненную ситуацию как танец, а его участников — как партнеров в движении.
Четыре уровня интеграции в интегральном танце
Танцуй с самим собой
Основные ценности интегрального танца — свобода, творчество, целостность и забота (прежде всего — забота о себе).
Умение прислушиваться к собственному ритму, к своим глубинным желаниям, к своей подлинности — вот качества, которым учится человек.
И, естественно, когда человек учится заботиться о себе, он начинает строить отношения с другими людьми качественно иным образом.
Истинная забота о себе — это способность быть свободным и творить.
Потанцуйте с другим
На самом базовом уровне каждый человек обладает глубоким чувством бытия: «Я существую, и я имею право на существование».
Я существую, и этого достаточно.
Отсюда — если я существую, я могу чувствовать и могу действовать. Я имею право чувствовать и право действовать.
Следующий этап интеграции — это связь с Другим.
Невозможна интеграция, которая была бы чисто индивидуальной.
Не может быть так, что я целостен сам по себе, но во взаимоотношениях с другими я мгновенно теряю это состояние.
Если человек действительно целостен, это распространяется и на качество его отношений с другими — в которых, при желании, всегда можно найти партнеров для взаимодействия.
Танцуй с миром
Это значит, что у меня есть своё место в мире, и я в мире с ним — моё место в обществе, в культуре и в природе.
Это значит, что у меня есть определённая связь с природой — связь, которая мне кажется правильной.
Это могут быть очень простые вещи: например, человек любит гулять в парке и интуитивно понимает, когда пора туда пойти.
Или, возможно, они чувствуют глубокую связь с определённой стихией или силой природы.
Связь с миром также проявляется как связь с культурой — в том смысле, что я действительно понимаю, какая культура на меня влияет, к какой культуре я принадлежу и почему мои вкусы и предпочтения именно такие.
Вот что значит интеграция: то, что я делаю в обществе, соответствует моему внутреннему ощущению себя, и между ними нет сильного противоречия.
Возможно, мне придётся идти на компромиссы или переживать кризисы, но стратегически я нахожусь на своём месте в этом мире.
Танцуйте с вечностью
Большинство людей, занимающихся танцами, отмечают, что порой они сталкиваются с внутренним переживанием, которое трудно выразить словами — как будто часть его невозможно описать словами и оно находится за пределами нашего сознания.
Если человек пережил мощное, яркое состояние благодаря танцу, его необходимо осмыслить — найти ему место и значение.
Какое место оно занимает? Где оно может быть полезно, и что, в свою очередь, питает его?
Интегральный танец предоставляет пространство для этой сакральной стороны танцевального опыта, создавая поле для спокойного и ясного понимания — куда он ведет и почему он необходим.
Основные инструменты интегрального танца
- Интегральная танцевально-двигательная терапия
- Интегральная соматика
- Интегральное исполнительство и импровизация
- Танец как духовная практика
В основе интегрального танца лежат несколько различных школ импровизации и импровизационного исполнения, с одной стороны, и телесно-ориентированной терапии, с другой. Сама танцевальная терапия рассматривает движение как язык общения между терапевтом и клиентом. Установление невербальных терапевтических отношений является сущностью классической танцевальной терапии.
Еще одним краеугольным камнем интегрального танца является подлинное движение. Интересно, что подлинное движение одновременно является отдельной дисциплиной и в то же время уже само по себе несет в себе ощущение целостности. Оно может служить терапевтическим инструментом, личной практикой — иногда для снятия стресса, иногда для развития творчества, иногда для решения личных проблем, а иногда просто потому, что сам процесс ценен. Это также духовная практика. По крайней мере, в той форме, в которой практикует Джанет Адлер, дисциплина подлинного движения является современной мистической практикой. Оба аспекта — терапевтический и духовный — исследуются в книге А. Гиршон «Истории, рассказанные телом».
A significant body of knowledge emerged after classical dance-movement therapy, particularly in the 1970s–1990s, through somatic techniques. These, on one hand, share much with dance-movement approaches but are positioned under a different label. Somatic therapists often have separate professional associations, use somewhat different tools, and draw on a distinct knowledge base. Yet the foundations and goals are very similar. The somatic approach has significantly enriched the understanding of dance, movement, and human development. It also integrates well with discoveries in neuroscience—a field that must be incorporated today. Naturally, dance therapy and psychotherapy in general strive to understand and integrate this knowledge, relating it to practical therapeutic techniques.
Additionally, there are practices not focused on creativity or therapy per se, but rather on dance as ritual or prayer—dance as a form of spiritual practice.
Thus, Integral Dance draws on many foundations: improvisation, therapy itself, authentic movement, dance as a spiritual practice, and somatic or body-oriented approaches. Integral Dance is a process that helps us understand how all these elements relate to one another. By combining these forms of knowledge, we can more clearly and accurately—and most importantly, while staying connected to ourselves and our intentions—use Integral Dance for self-discovery, personal development, and enhancing our engagement with life.